В романе Гурама Дочаношвили «Я подарю тебе три раза» отец просит своего сына, бродягу, одеть его в свою лучшую одежду. У романа есть и второе название — «Первая одежда». В грузинском языке выражение «лучшее платье» (პირველი ტანსაცმელი) также означает «первое платье» — оригинальное платье своей родины.
Особенности грузинского национального костюма
Ничто так не выражает красоту классического грузинского национального костюма, как танцы. Именно в движении проявляется истинная красота национального костюма, выражающего гордый дух воинственного и свободолюбивого народа Кавказа. Разнообразие народов и классов, проживающих в Тифлисе и его окрестностях, привело к появлению множества вариантов одежды. Однако общие черты, которые не менялись на протяжении веков, — это детали, определяющие грузинский национальный костюм. Самый известный из них — чокха.
Отличительные черты грузинского костюма
Чоха — это вид шерстяного кафтана, обычно темного цвета, который носят в качестве верхней одежды. Однобортная передняя часть чоха-черекесской застегивается до пояса, оставляя грудь открытой для показа архалука (рубашки с высоким воротником). Длинные рукава чоха имеют разрезы, что придает кафтану романтическую элегантность и не мешает широкому размаху рук. При необходимости рукав завязывается на запястье.
Чоха была неотъемлемым атрибутом полной одежды грузинского мужчины. Наряд завершали пояс и кинжал, без которых мужской костюм был бы неполным. Чоха — национальная кавказская верхняя одежда для мужчин, женщин и детей.
Даже повседневный черный национальный грузинский костюм выглядит по-царски. Строгие линии кроя не умаляют удобства ношения и свободы движений. Чоха для знати отличалась качеством ткани и тщательностью обработки швов, богатством вышивки и обилием украшений. Церемониальная чоха изготавливалась из дорогих импортных тканей с множеством декоративных элементов: витые шнуры, аппликации из серебряных, шелковых и золотых нитей, позолоченные и украшенные газыри, дополнительные аппликационные карманы. Крестьянская чоха не могла соперничать с высокостатусной черкесской шубой по красоте вышивки и богатству убранства; ее главной ролью была практичность. Поэтому рукава редко расстегивались, а закатывались до локтей. Если «благородные» кафтаны шились из ярких цветных тканей, то крестьянская одежда шилась из практических соображений и была просто темной. Но даже к этим чохам относились очень бережно и надевали их, когда нужно было «выйти в свет» — появление без верхней одежды в общественных местах считалось верхом неприличия, даже в жаркий полдень.
Цветовая схема
Грузины предпочитали черно-белую одежду. Чоха может быть синей, серой, коричневой и даже красной на каждый день. Архалук может быть не только белым, но и красным, сиреневым, синим и бордовым. Женщины включили в элементы своего наряда яркие оттенки красного, зеленого, желтого и оранжевого в дополнение к традиционно сдержанным черному и белому. Конечно, такое разнообразие цветовых сочетаний можно было увидеть только в праздничный сезон. В обычные дни грузины одевались строго в темные тона, согласно этикету. Самым распространенным цветом был черный, так как он считался цветом знати. Более полных данных о цветовых вариациях георгианского костюма до начала 19 века нет, поскольку не существует достоверных точных описаний одежды.
Особенности кроя и декора грузинского костюма
Внешняя простота и строгость покроя грузинского национального костюма скрывает некоторые секреты:
- Чтобы подчеркнуть достоинства фигуры, чоха кроилась из цельной ткани, сильно смещенной на бок по направлению к спине;
- Спинка полностью отрезана, чтобы под шов можно было заложить мягкую широкую складку, которая не ограничивала бы ширину шага;
- в классической чокхе нет воротника, иногда добавляется «намек» на него в виде маленького, аккуратного воротника-стойки;
- Спереди вырезается так, чтобы чоха не собиралась на груди, чтобы был виден строгий архалук с высоким воротником, застегнутый на все пуговицы;
- Рукав чоха разрезан, чтобы не мешать свободной руке в бою. При необходимости его можно сложить за спиной и застегнуть или завязать на запястье.
Длина чокхи варьируется в зависимости от обстоятельств, но классика предписывает длину ниже колена.
Разновидности грузинского костюма
Хотя грузинский национальный костюм был общим, народы Грузии сохранили элементы своей самобытности в деталях одежды. Например:
- Талавари — это хевсузский костюм из горного района Хевсурети. Аналог их вышивки трудно найти: черная или синяя грубая ткань полностью переплетена с красочной вышивкой из цветных ниток, бисера, мелких монет и бусин. На спине и плечах вышиты кресты. Части мужской хевсурской рубашки «Архалук», видимые из-под чоха (грудь, воротник, рукава), вышиты с той же любовью и заботой;
- костюм пшавов верховьев рек Арагви и Аргун. Пшавы считаются народом, похожим на хевсуров. Неудивительно, что их одежда во многом была похожа. Мужчины носили короткие чохи с закатанными рукавами, синие и зеленые архалуки, широкие шаровары и каламани (сапоги из плетеной кожи) с шерстяными, подбитыми мехом гамашами. Помимо кинжала, обязательным снаряжением было ружье в меховых ножнах. Женщины носили красную рубаху ниже колена с разрезом, на которой редко были завязки или застежки, нагрудник, богато расшитый бисером, камнями и монетами, шаровары и свободное платье, поверх которого надевалась короткая чоха. Женщины носили массивные серьги, кресты, бусы, браслеты и т.д., сделанные из серебра и меди.
Хотя пшавы и хевсуры украшали свои наряды яркими крестами — джавари, они соединяли в своих верованиях старые ведические и новые христианские обычаи.
Грузинский женский костюм
Полный женский грузинский костюм был многослойным, как и мужской. Белье состояло из:
- перанга (длинная рубашка);
- брюки шейдиша.
Состоятельные женщины шили свои рубашки и брюки из шелка, батиста и льна, а менее обеспеченные дамы кроили свои перанги из льна. Обе пытались раскрасить свое нижнее белье цветочной вышивкой, используя нитки для узора.
Картули кааба
Женская картули-кааба была длинной и со шнуровкой, закрывающей талию. Лиф застегивается спереди на скрытые петли и крючки, оставляя глубокий вырез открытым. Она закрывалась подкладкой из гулиспира, часто контрастного цвета по отношению к платью. Молодые девушки позволяли себе ярко-красную вставку или чисто белую, чтобы подчеркнуть свежесть лица. Знатные люди вышивали гулиспи золотой нитью, девушки и женщины из бедных семей делали много гулиспи и складок в качестве украшения. Украшение часто представляло собой стилизацию мужского архалука с множеством мелких пуговиц. Рукава кабу также могут быть сшиты и разрезаны на манер мужского кабу. В этом случае женщина надевает внутренний рукав куртманжи. Лиф платья был тщательно расшит косами, бисером, мелкими монетами, жемчугом и драгоценными камнями. Если не хватало денег на золотую тесьму, приходилось обходиться цветным сутажем и кружевом. Не существовало «табу» на цвет платьев, но считалось хорошим вкусом шить платья в сдержанных тонах; черный цвет всегда был в моде. Шелк, атлас и другие покупные ткани носили дамы из высшего общества. Простые горожане использовали сукно, лен и сатин.
Женщины, выходящие замуж, повязывали сарткели — широкий пояс длиной почти до пола. Сарткели неизбежно изготавливались из тонкой ткани и вышивались искусными женщинами с традиционными орнаментами и имелем. Знатные и богатые женщины шили пояса из шелка, тончайшей шерсти, муара и бархата. Бедняки делали их из отбеленного льна или сатина. Пояс всегда завязывался таким образом, чтобы украшение было видно окружающим.
Курки и катиби
Настоящим произведением искусства в гардеробе дворянки была шуба-курки из дорогого меха, обшитая бархатом и расшитая драгоценными камнями — рубинами, жемчугом, топазами, бирюзой и кружевами. Это пальто весило так много, что носить его каждый день было неудобно. Катиби, утепленный атласный или шелковый кафтан длиной до колена всех оттенков красного цвета, был достаточно хорош на каждый день. Она может быть приталенной с меховой отделкой и рукавами с прорезями с отделкой из того же меха. Катиби, как и мужская чоха, застегивалась только на талии.
Неотъемлемой частью гардероба грузинской женщины была чоха, приспособленная к женской фигуре. Национальные костюмы подчеркивали стройную талию девушек за счет облегающего лифа и длинной широкой юбки, закрывающей ноги.
Грузинский детский костюм
Костюмы повторяли детали одежды их родителей, только в них было больше цвета и более простой покрой, чтобы ребенок чувствовал себя раскованно. Девочкам разрешалось носить короткие платья, а мальчикам — короткие чохи. В то время как вышивание для мальчиков не входило в обязательную программу обучения, девочки в возрасте 5-6 лет начинали пробовать различные виды вышивки и кружевоплетения. К 8-10 годам воспитанная грузинская девочка уже должна была сама шить и украшать свою одежду.
Богатая броская одежда не допускалась, но целомудрие, подчеркнутое темными цветами, также считалось излишним. До вступления девочки в период невесты (12-13 лет) разрешались юбки до середины темени и открытые запястья.
В 19 веке правила о закрытии лица соблюдались только в уединенных аулах, а в 20-м. веке этот обычай полностью исчез. Сейчас дети редко носят национальные костюмы, предпочитая свободную европейскую моду, но молодые и очень молодые грузины и грузинские женщины любят демонстрировать свои национальные костюмы во время праздников. Исходя из принципа «красота, простота, узнаваемость», исполняются современные танцы и карнавальные костюмы в грузино-казахском стиле.
Грузинский мужской костюм
Мужская одежда многослойная, состоит из верхней и нижней частей. Верхняя часть состояла из кафтанов и шуб различного покроя и назначения (чоха, каба, чекмень, бесмет, куладжа). Грузинские мужчины носили перанги под кафтаном из шелка, хлопка или отбеленного льна и рубашку ахалухи (архалук) с воротником-стойкой. Рубашка застегивалась на груди длинным рядом маленьких пуговиц или крючков.
Папанаки
Помимо вышивки, обязательным атрибутом княжеского чоха был папанаки — круглый, широкий кусок грубой ткани, расшитый фамильным гербом. Первоначально папанаки клали на голову, позже — на грудь, ближе к плечам.
Чекаеска
Черная дубленка немыслима без газырницы — специальных длинных вшитых карманов для пороховых зарядов. Для удобства такой лоток крепился в ряд по обе стороны груди.
Мужской ремень
Особое внимание грузины уделяли поясам, которые украшались металлическими и серебряными вставками с орнаментом и имели специальные завязки по бокам для ношения оружия и дичи. В холодную погоду поверх хохи надевали набади (грузинскую паранджу), курки или тулуп. Для высших классов изготавливались короткие войлочные и меховые кушаки, часто из дорогих тканей, таких как атлас, бархат и муар. Такая верхняя одежда была удобной и прекрасно сочеталась с нижней частью костюма — трусами шидиша и верхними брюками из ткани или кожи шарвали, не обязательно темного цвета. Брюки разрезали на 2 широких прямоугольника со скошенным углом, сшивали по прямой линии и завязывали на талии шнурком через подогнутую полоску ткани — занавеску. Грузинский костюм дополняется множеством отдельных элементов, каждый из которых имеет свое символическое и практическое назначение. В целом, одежда выглядит живописно и элегантно одновременно, подчеркивая величественное, широкоплечее телосложение грузинских мужчин. Привилегированные городские жители могли позволить себе более разнообразный гардероб, недоступный для низших классов. Примером может служить каба — вид верхней одежды, изготовленной исключительно из импортных дорогих материалов (грубый шелк, тафта, бархат, муар). Основным отличием в покрое был рукав, который был разрезан только на 2/3 плеча. Он был еще больше сужен и заштопан, покрывая руку до самых пальцев. Еще одной незаменимой деталью городского человека были четки на пальцах, которые живы и по сей день. Четки считаются «крутыми», если они сделаны из крупного янтаря или агата.
Подчеркнутая строгость мужской одежды дополняет изящество и утонченную элегантность женской.
Головные костюмы Грузии
До 1930-х годов знатные грузинские женщины носили на голове высокое сооружение из нескольких слоев склеенной бумаги, покрытой тканью, — шапку-шустаки. На голове его держала повязка — тавксакрави.
Тавхурва
В XIX веке высокий головной убор был заменен другим, более низким и удобным головным убором, который стал предметом неустанной заботы женщин всех классов — тавхурва. Тавхурва состоит из:
- Чихта (копи) — кайма из картона, вырезанная по окружности головы. Сначала к ободу с обеих сторон прикрепляли слой тонкой ткани, затем снаружи клали вату и обматывали шелком или другой «благородной» тканью;
- Тавсакрави теперь выполняли и декоративную функцию. Повязку меняли на широкую вышитую, рельефную или расписную ленту. Чаще всего ленту вырезали из бархата и прикрепляли к кихте;
- Под головной убор надевали вуаль — лехаки. Чем тоньше и воздушнее ткань вуали, тем выше статус женщины.
В моде были не только белые или синие лехаки: ценители моды охотно покрывали себя алыми и золотыми тканями. Края были украшены кружевом.
В дополнение к тавхурве грузинская женщина покрывала голову при выходе из дома тонким багдадским платком, который она закрепляла в центре челки специальным бантом, а концы закрепляла под подбородком. Поверх багдади была надета большая белая аджия или чадри, которая покрывала девушку до пят.
Для мужчин существовало три типа головных уборов. Грузинские мужские головные уборы называются:
- папа;
- башлык;
- куди.
Каждый из них имеет свои особенности. «Человек может потерять шляпу только вместе с головой!». гласит одна кавказская пословица. Эта большая шапка может быть с бахромой, если она сделана из овечьих или козьих шкур, и элегантно гладкой, если она сделана из каракуля — шкуры ягнят с короткой, густой, шелковистой и эластичной шерстью, образующей декоративные густые завитки различной формы. Еще 100 лет назад выйти из дома без шляпы считалось «mauvais ton». У каждого мужчины была шляпа на все случаи жизни: для улицы, для гостей, для праздников и для траура. Этот предмет одежды охотно носили женщины разных этнических групп, а в Тифлисе он считался модным дополнением к женской одежде. Это остроконечный капюшон с длинными широкими «ушами», которые защищают лицо и шею от непогоды. В древние времена балаклава, намотанная до глаз, также служила балаклавой. В холодную погоду это изделие из тонкой шерстяной ткани надевали на голову или поверх шапки. В свободном состоянии его закладывали за спину, с «ушами», выброшенными вперед, или привязывали к груди. Калабаш — почти точная копия башлыка, только уши у него вдвое длиннее. По тому, как был завязан башлык, можно было определить, к какой группе или нации принадлежит человек. Башлык с вышивкой и тесьмой был доступен на приеме и часто дарился невесте в день свадьбы. На праздник надевали баску из красной или белой ткани. Для женщин шили шелковые платья любого цвета, и пошив полностью зависел от вкуса и умения дамы.
Куди
В Грузии используются шапки куди, по которым можно определить принадлежность к определенной нации, так как каждая шапка имеет свою форму, орнамент и цвет. Например:
https://www.wildberries.ru/catalog/krasota/uhod-za-kozhey/uhod-za-nogami/penki» пенки для ухода за ногами в интернет-магазине WildBerries!
- Мужчины Хевсура носят вязаные шапки куди из полусгнившей пряжи. В моде также войлочная версия. Украшением такой шапки является вышитый джавари (крест), окруженный узором из белого и темного бисера;
- Лебеди предпочитают куди из валяной шерсти и вышитые косы;
- Круглые или квадратные войлочные шапки, расшитые тесьмой и нитками, принадлежат имеретинцам. Популярны также папанаки: до сих пор можно встретить человека, который с гордостью носит свой фамильный герб на голове, а не на плече;
- Качет традиционно катает надбис куди из белой и черной овчины.
Вы можете носить эту маленькую шапочку на голове, не снимая ее, даже дома. А до конца 19 века грузинские мужчины носили куди и в постели!
Свадебная одежда
Если была свадьба (мачанклоба), то с этого дня девушка и парень становятся женихом и невестой. Обручение (нишноба) происходит в доме невесты, и жених должен позаботиться о соответствующих подарках. Жених и невеста получают в подарок золотые украшения и новое платье. В этот день будущие супруги обмениваются кольцами, а семья невесты дарит жениху свадебный костюм и туфли.
Женский национальный свадебный наряд
Раньше, чтобы наступил счастливый момент корсажа (свадьбы), требовалось от года до пяти лет. Сегодня времени на «раздумья» не так много, поэтому жених поторопит рождение союза дорогим подарком — свадебным платьем для будущей невесты. Помимо броского белого платья в городском стиле, невеста имеет право на:
- Свадебная чокха женственного покроя из атласа, муара или шелка;
- Белый головной убор в полной сборке. Сегодня его вполне можно заменить диадемой или бархатной шапочкой;
- начиная с двадцатого века, невесту на свадьбе больше не покрывают белой или красной фатой до пят, но фата является обязательной;
- специальный подарок со смыслом — длинная купальная рубашка без рукавов, халат и обувь коши;
- Шея невесты или тавхурва должна быть украшена дорогими украшениями. Жемчуг был и остается самым популярным драгоценным камнем;
- Еще одним непременным атрибутом наряда невесты был узкий серебряный пояс, который молодая в день свадьбы заменяла на пояс замужней женщины — сарткели;
- согласно традиции, свадебное платье должно иметь лиф, богато украшенный шелком, золотом, серебром и бисером с кружевом на талии, независимо от достатка семьи.
Свадебное платье в георгианском стиле с обязательными традиционными деталями подчеркнет сказочную красоту невесты.
Мужские национальные свадебные платья
Свадебный наряд грузинского мужчины ничуть не хуже, чем платье невесты. Традиционный костюм для жениха включает в себя:
- Новая белая, черная, светло-серая, кремовая, бордовая или бежевая чокха;
- К свадебной чохе полагалось добавить новую ахалуху из гладкой блестящей ткани, но эту деталь одежды, как и шаровары, жених «добывал» сам;
- В дополнение к чокхе невеста подарила жениху вышитый вручную башлык;
- паранджа и туфелька были приобретены в подарок родственниками жениха;
- Отец невесты дарил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и другого оружия. Отец невесты дарил будущему зятю узкий кожаный пояс для кинжала и другого оружия;
- Жених был одет в туфли на высоком каблуке по моде Тиффани.
Трудно представить себе более красивую пару, когда жених и невеста танцуют свой первый совместный свадебный танец — картули — в национальных костюмах.
Аджарский костюм
Попав под влияние османов в XVI веке, аджарцы приняли мусульманскую веру, но сумели сохранить свой язык, культуру, образ жизни и национальную самобытность. Их национальный костюм сыграл не последнюю роль в сохранении культуры грузин-мусульман. Аджарский мужской костюм рационален и лаконичен: рубаха-перанга и шаровары дзыгва. Дзигва — это особый вид шарвала из черного атласа или тонко сотканного войлока (в зависимости от погоды), выкроенного так, чтобы в верхней части он имел просторные складки и сужался к низу. Поверх рубашки надевался короткий черный жилет из зубуни, который заправлялся в шаркаул. Зубуни также шились в двух вариантах — зимнем и летнем. Зимний вариант имел рукава и был подшит войлоком или шерстью. Поверх зубуни надевали аджар чоха или чакура. Он отличается от грузинского черкесского:
- Имеет воротник-стойку;
- Рукав чакуры длинный и довольно узкий;
- Она закрыта с одной стороны и не сшита;
- У чакуры нет газирныта, вместо него имеются карманы;
- Длина — до середины бедра, можно удобно заправлять в брюки;
- Если чокха подчеркивалась нарядным поясом, то аджарская чакура обматывалась тонким кожаным ремешком с длинным цветным поясом (желательно с кисточками). Оружие было размещено за крылом;
- Чакура неизбежно изготавливалась из ярко-красной ткани или использовался насыщенный синий цвет.
Это была интересная деталь: заправлять куртку в брюки было прерогативой кочевников, в то время как аджарцы были жителями высокогорья.
Они носили на голове тонкий полотняный платок и более толстый платок в форме башлыка, который повязывали как тюрбан с кисточкой. Аджарская женская одежда также не типична для Грузии, но это не умаляет ее красоты и удобства: это перанга, похожая по покрою на рубашку, с цельными рукавами, доходящими до щиколоток. Перанга была сделана из красной и синей ткани и свободно ниспадала поверх алых шарфов, сужаясь над костями ног. Эту красоту прикрывало платье Зубунпаранги из желтого или оранжевого ситца. На талии Аджарка носила фартук из домотканой шерстяной ткани пештемали. Кхирха (верхняя одежда) надевалась, когда становилось холодно. Зимняя хирха имела хлопчатобумажную или войлочную подкладку. Головной убор был многослойным. В нем содержались:
- Тонкий ситцевый платок;
- второй шарф, который опоясывал лоб вдоль линии бровей;
- третий — леха, покрывающий голову и шею до плеч.
С 12 лет на девочку надевали белую чадру, которая покрывала ее голову, плечи и руки до локтей, пока она не выходила замуж. Обувь Наниэли также была характерной — тапочки, которые стучали при ходьбе благодаря деревянной подошве. До 1930-х годов. века костюмы горцев и жителей равнин заметно различались, но постепенно мода долин вытеснила стиль и костюмы горных районов. К середине XIX века женские рубашки были заменены городскими платьями с широкими юбками, а дворяне стали шить чохи из импортных тканей, отдавая предпочтение парче и плюшу. Тифлис был главным архитектором изменений в народной одежде, не зря город называли «грузинским Парижем».
Аксессуары для грузинского костюма
Грузинский национальный костюм, как вы видите его на фотографии, — это не просто кафтан или платье, скроенное по определенному образцу. Это коллекция аксессуаров, диктующих георгианский стиль, который формировался на протяжении веков и остался практически неизменным до наших дней. Она характеризуется:
- Строгий концептуальный покрой;
- приверженность к темным цветам;
- сочетание тканей разных цветов;
- Использование меха и кожи;
- Любовь к натуральным камням (особенно к кораллам, жемчугу и янтарю);
- Браслеты и серьги с перегородчатой эмалью;
- Многослойность одежды и украшений;
- Элегантные шарфы и красочные пальто сочетаются с классическими кавказскими народными платьями самыми неожиданными способами;
- ручная вышивка невероятно замысловатых орнаментов с древними символами грузинского народа.
Даже сегодня на костюмах присутствуют мельчайшие детали одежды, привлекающие оригинальностью — точные копии того, что грузины носили на протяжении веков, подчеркивая природную красоту и мудрость этого древнего народа.
Грузинская обувь
Грузины также классифицировали обувь в зависимости от статуса, богатства и национальности. Горцы носили читеби — носки из грубой пряжи. Кусок кожи пришивался мехом наружу, чтобы нога не скользила по камню. Женщины носили каламани — подставку для ног, сделанную из цельного куска кожи (зимний вариант) или сплетенную из длинных полос войлока и кожи (летний вариант). Мягкие, теплые, прочные и легкие каламани надевали на войлочные носки и завязывали веревками на манер современных шнуров. В качестве украшения для такой обуви использовались носки тиндеби с яркими свежими цветами. В городах существовала особая мода и этикет в отношении обуви:
- Пачули — обувь из мягкой кожи, которая крепится к ноге с помощью ремешков или шнурков, — была по карману ремесленникам и другим городским жителям со средним уровнем дохода;
- Другой распространенной обувью состоятельных женщин была коси — туфли на высоком каблуке с загнутым носком. Коси не имели пятки и, вероятно, были позаимствованы у персидских одалисок. По персидской моде того времени, коши были сделаны из бордового и бархата, а старательные служанки расшивали их золотой нитью так плотно, что иногда даже не было видно ткани. К концу XIX века персидские тапочки имели каблук;
- Ичиги представляли собой теплую обувь с меховыми стельками, мягкими носками и толстыми каблуками. Их носили богатые мужчины и женщины. Такая же обувь была сделана и для их детей.
Его лучше всего танцевать в легких, мягких сапожках без каблуков, с пряжками и каблуком, которые плотно обнимали голень и надежно фиксировались ремнями ниже колена. Их также называют ичигами, но их не следует путать с другой обувью. Кавказские танцующие ичиги — это отдельный вид, не имеющий аналогов в мире.
Где купить национальную одежду Грузии
Проще всего купить их в самом Тбилиси. Если у вас нет возможности посетить «теплый» город, вы можете купить грузинскую традиционную одежду, обувь и аксессуары в Интернете. Очень хорошую коллекцию стилизованных грузинских национальных костюмов можно приобрести в магазине-салоне «Самосели Пирвели» (на фото). У магазина есть свой сайт, где вы можете ознакомиться с ассортиментом и узнать цены.
Хотя европейская мода стала постоянной частью грузинской жизни, грузины не утратили связь с традициями своих предков. Они до сих пор носят традиционные костюмы своих предков на современной одежде, а во время праздников и национальных вечеринок грузины одеваются в традиционную одежду.